avl (avl) wrote,
avl
avl

Category:

Реально офигительная книга!

Как я уже писал, с некоторых пор мне стала приходить рассылка от магазина книга.биз.уа. Что самое интересное - мне реально хочется купить все, что они предлагают! :)

Но в этот раз все было немного не так. В их рассылке была книга "Великие по собственному выбору" Коллинза. Я читал его "От хорошего к великому" и даже не стал сомневаться, что и эта книга будет классной. В рассылке они часто предлагают прочитать пару глав рекламируемой книги, так было и в этот раз. И читая главу из книги "Великие по собственному выбору", я и обнаружил упоминание вот этой книги: "Покорение Южного полюса. Гонка лидеров".

Давно я не был столь увлечен книгой, давно... Эту книгу я купил сразу же, как только прочитал о ней. И теперь читаю ее каждую свободную минуту :) Приведу здесь цитату об этой книге из упомянутой выше книги "Великие по собственному выбору":

--------------- начало цитаты -----------------

В октябре 1911 года две команды готовились к величайшему приключению: первыми в истории достичь Южного полюса. Одна из команд одержит победу и благополучно вернется домой. Вторая потерпит сокрушительное поражение: ее члены увидят на полюсе флаг, установленный соперниками за 34 дня до их прихода. Их обратный путь превратится в борьбу со смертью, которую они проиграют. Все пятеро участников второй полярной экспедиции погибнут, терзаемые голодом и холодом.

В чем разница между этими двумя руководителями? Почему в экстремальных обстоятельствах один достиг успеха и его имя прогремело на весь мир, а другой не смог выжить?

Незадолго до своего тридцатилетия Руаль Амундсен отправился из Норвегии в Испанию, чтобы совершить двухмесячный парусный переход и получить сертификат капитана. Это было в 1899 году. Молодому человеку нужно было преодолеть 3500 километров. Какой вид транспорта он избрал? Карету? Лошадь? Судно? Железную дорогу?

Он поехал на велосипеде.

Амундсен пробовал есть сырое мясо дельфина, проверяя, может ли человек таким образом поддерживать свои силы. А вдруг, рассуждал он, я потерплю кораблекрушение и вокруг не окажется другой добычи, кроме дельфинов, — нужно же убедиться, что они годятся в пищу.

Так Амундсен готовился к экспедиции задолго до ее начала: он закалял и тренировал свое тело. Более того, он побывал у эскимосов, которые из поколения в поколение накапливали опыт борьбы с морозом, снегом, льдом и ветром, чтобы перенять их опыт выживания в полярных условиях. Амундсен заметил, что эскимосы никогда не спешат, двигаются медленно и размеренно, чтобы не потеть: при низких температурах пот может заледенеть. Он перенял эскимосскую манеру одеваться в теплую, но свободную одежду (опять-таки рассчитанную на то, чтобы пот испарялся быстрее), научился пользоваться собачьими упряжками. Амундсен приучал себя к полярному образу жизни и заранее готовился к различным ситуациям, которые могли произойти в пути.

Роберт Скотт во всем был противоположностью Амундсена. Никто не мешал ему совершенствовать технику лыжного хода и преодолевать тысячи километров на велосипеде — но он ничего этого не делал. Он мог бы пожить с эскимосами — но ему это и в голову не пришло. Он мог бы научиться управлять собачьей упряжкой и взять в экспедицию собак, а не пони, которые, в отличие от собак, потеют всем телом и чьи бока на холоде покрываются инеем. Кроме того, пони проваливаются в снег и не едят мяса. Амундсен же планировал пристрелить по дороге ослабевших собак и кормить их мясом более сильных. Скотт предпочел взять с собой пони и не испытанные в экстремальных полярных условиях «моторизованные сани». У саней двигатели отказали в первые же дни, вскоре погибли и пони, и большую часть пути команде Скотта пришлось тащить сани с грузом на себе.

Амундсен, в отличие от Скотта, отмечал флагом не только те места, где устраивал хранилища, но и подступы к ним — их он пометил двадцатью черными вымпелами, хорошо заметными на белом снегу. Он очертил круг радиусом в десять километров, чтобы на обратном пути найти склад, даже если непогода собьет его с курса. Чтобы облегчить себе обратный путь, Амундсен каждую четверть мили оставлял вехи — обломки ящиков, а каждые восемь миль вывешивал черные флаги на бамбуковых шестах. Скотт вкопал всего один флаг на месте своей базы и не оставлял меток по пути следования — вот почему малейшее отклонение от маршрута грозило обернуться катастрофой.

Отправляясь к полюсу, Амундсен взял для пяти человек три тонны провианта, а Скотт посчитал одну тонну достаточной для 17 человек. В последний рывок к полюсу с 82 градусов южной широты Амундсен взял столько припасов, что ему не пришлось воспользоваться ни одним из обустроенных хранилищ, кроме того, у него в резерве оставалось достаточно продуктов, чтобы пройти еще двести километров. Скотт, беря провианта в обрез, отчаянно рисковал — достаточно было пропустить хотя бы одно хранилище, и его команде грозил голод. Чтобы различие между этими двумя людьми стало еще более наглядным, достаточно упомянуть о том, что у Скотта был с собой всего один термометр и он «был вне себя от ужаса и гнева», когда этот термометр разбился. Амундсен же взял четыре таких градусника.

Амундсен не мог предвидеть, что ждет его впереди. Он не знал ландшафта, какой высоты горы ему придется преодолевать, с какими препятствиями он столкнется. На его команду мог обрушиться вал катастроф, но Амундсен тщательно планировал экспедицию так, чтобы свести к минимуму воздействие стихии и случайностей. Он готовился к ним и разрабатывал планы на случай любых непредвиденных ситуаций, вплоть до собственной гибели. Скотт к чрезвычайным ситуациям не готовился. В своем дневнике он жаловался на подстерегавшие его несчастья. «Нам чудовищно не везет с погодой», — писал он, и на другой странице: «Слишком много бед выпало на нашу долю… Сколь многое зависит от удачи!»

----------------- конец цитаты ------------------------


Скажу лишь, что столь сильное впечатление на меня до этого производила лишь книга "Страх полета" Ершова (доступная в открытом доступе). В ней капитан лайнера, узнав о недостатке конструкции самолета, однажды уже приведшей к катастрофе, начинает искать варианты действий при возникновении этой ситуации, которые могли бы катастрофу предотвратить. Возвращаясь мыслями к этой ситуации по много раз, собирая всю необходимую информацию по крупицам, проводя по много часов свободного времени в библиотеке под насмешки коллег, экспериментируя на симуляторе... Что это - паранойя, потерянное время или разумная предусмотрительность и то, что в современном управлении проектами называют управлением рисками? И неотъемлемая черта любого специалиста, если он таковым себя считает?

И да, думаю, что книга "Покорение Южного полюса. Гонка лидеров" не случайно является обязательной для прочтения в известных школах бизнеса :) Издана на русском языке она, кстати, уже много раз упоминавшимся издательством "Манн, Иванов и Фербер" - похоже, что уже этого факта достаточно для того, чтобы книгу прочитать :) До настоящего времени мне однозначно нравились все их мною прочитанные книги.
Tags: Бизнес, Книги, Развитие
Subscribe

  • Тест на способность доводить до конца пройден!

    Сегодня закончил переводить серию "97 вещей для программиста"! Вот здесь - три последних перевода: 95. Пишите тесты для людей - еще одна статья о…

  • Еще три перевода

    92. Когда программисты и тестеры объединяются - о том, что объединяться для общей цели всегда выгодно. 93. Пишите код так, как будто вы будете…

  • Еще четыре перевода

    88. Юникс-утилиты - это ваши друзья - название говорит само за себя :) 89. Используйте правильные алгоритмы и структуры данных - интересная и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments