avl (avl) wrote,
avl
avl

Categories:

О высшем образовании

Прошедшее недавно десятилетие выпуска из института как-то особенно остро навело на мысль "А не были ли эти пять лет бездарно протеряны"... Постепенно мысль оформилась в желание написать, чему же нас (и как) учили, и как оно потом пригодилось в течении десятилетней карьеры программиста в Украине и за ее пределами...

К сожалению, под рукой нет вкладыша к диплому, чтобы пройтись по всем предметам, поэтому пока по памяти, из того, что вспомнится.



Итак, начнем с общеобразовательных предметов, призванных "расширить кругозор" и в жизни практически не применимых...

Физика. Велась целых три семестра, местами даже интересно, какие-то лаб. работы делались, но - с целью общего развития гораздо приятнее, быстрее и может быть даже полезнее было бы прочитать выпуски приложения к журналу "Квант", а не писать формулы под диктовку.

Математика и мат. анализ. Вполне неплохо было, но - применимости в итоге ноль. Хотя - иногда приходилось вспоминать некоторые основы, но... Стоит таки признать, что применимость низкая.

Теория вероятности - применимость повыше, но велась отвратительно. Могло бы быть гораздо выше. Потом нам ее еще раз перечитывали уже в применении к криптографии - и тоже нельзя сказать, что было это хорошо. Но о спецпредметах - отдельно...

История Украины - до сих пор помню, что "учебник" канадского "историка" Субтельного я очень искренне много раз швырял об стену, когда больше уже не мог заучивать нафиг никому не нужные даты. Единственный вариант изучения истории - книги вроде тех, что писал Пикуль. То, что было у нас в ВУЗе - 100% потеря времени и мозготрахство.

Деловой украинский язык - мог бы быть полезный предмет, но читал его такой "яркий" представитель, что это были, наверное, самые тоскливые лекции (после военной кафедры, конечно). Монотонностью голоса и отсутствием какой-либо мимики на лице он мог бы усыпить кого-угодно, даже с самыми тяжелыми нарушениями сна... Таких людей вообще нельзя к преподаванию допускать, но увы...

Физкультура - один из немногих адекватно организованных предметов. Можно было заменить на что-нибудь, реально вызывающее интерес. Один семестр я отходил в тир, один - в настольный теннис, а еще один - по мед. справке в оздоровительную группу, которая устраивала пробежки в лесопарк вместо нарезания кругов по стадиону :)

История культуры - было достаточно интересно, плюс можно было и самому поактивничать, сделав доклад на интересующую тему. Пользы, конечно, ноль, но от такого предмета сложно ожидать большего :)

Философия - как-то вообще ничего не запомнилось, что там именно было и как :)

Социология - сложно разделить, что запомнил из лекций, а что - от жены :) Но препод запомнился наверное наибольшей адекватностью - на экзамене разрешал пользоваться чем угодно, только лишь требовал изложения материала своими словами, а не переписывания текстов из учебника.

Политология - запомнился как интересный предмет, благодаря интересному преподавателю и ее подходам к семинарам. На выступления на семинарах по-моему, мы даже в очередь записывались и к ним реально готовились!

Экономика - наверное, один из вообще самых необходимых предметов, но... Читала его бабушка лет семидесяти, и этим все сказано. Единственное - семинары вел преподаватель помоложе, вроде бы даже действующий предприниматель, и он немного интересного порассказывал, из серии "как посредники могут продавать трактора дешевле завода, их производящего"...

Психология - вела ее молодая и симпатичная преподавательница, на чем ее достоинства и заканчивались. Скажу лишь, что один раз ее заменяла другая преподавательница, после чего я очень долго жалел, что не она у нас вела весь курс - способности интересно преподавать у нее были в избытке, в отличие от нашей... А предмет-то один из самых главных и нужных всем и во всех смыслах...

Перейдем теперь к общим, но уже техническим дисциплинам.

Основы радиоэлектроники. Это был полный пиздец (прошу прощения за свой французский, но по-другому это не назвать). Вел его зам. декана, и он лекции даже не диктовал. Он их ПИСАЛ на доске! Вряд ли можно придумать еще более бессмыссленное убивание времени. Особенно если учесть, что после этих лекций я так и не мог самостоятельно сделать банальный транзисторный усилитель или полностью разобраться в реальной схеме такового. Зато знал всю теорию о том, как работает транзистор :) Вот нафига, спрашивается, нужно такое?

Основы ЭВМ. Несмотря на то, что тогда этот курс воспринимался как что-то архаичное, сейчас все же должен признать, что материал был вполне приличным. Как устроен кэш и прочие вещи оказались вполне реальными и может даже и облегчили в чем-то когда-то мою работу. А лаб. работы на ЕС ЭВМ - это было что-то :) С одной стороны - безнадежно устаревший раритет, с другой - отличная платформа, чтобы посмотреть на то, "как компьютеры устроены внутри" :)

Теория электрических цепей - впустую потраченное время на расчеты различных схем из резисторов, конденсаторов и индуктивностей. Может быть, процентов 5 я и использую в своей практике embedded разработчика, но не больше.

Периферийные устройства - один из немногих отличных курсов. Может потому, что вел его практик :) Практик в том смысле, что имел опыт реальной практической разработки - какой-то системы виртуальной реальности в военной сфере. Мое мнение - только таким людям и нужно давать право преподавать, но увы...

Однажды, кстати, когда нас окончательно зае...ло то, что нам читают никому нафиг не нужную херню, мы пришли значительной частью группы к декану с вопросом "А нахуа?". И он нам честно все ответил, что всю эту херню спускают вот уже лет 30 сверху из министерства, и этому необходимо следовать, чтобы получить аккредитацию, а сам ВУЗ вправе своего ставить ну максимум процентов 20-25 времени...

Теория цифровых автоматов - мог бы быть полезный курс (не единожды с этой моделью сталкивался в реальности), но читал его чел, который не мог двух слов связно выговорить, и этим все сказано...

Паскаль. Благополучно его пропустил, благо овладел еще в лицее :) Лектор написал книгу, но похоже что не написал ни строчки реально работающего кода :(

С, С++, Ассемблер - все это вела замечательный преподаватель (она же, кстати, вела и в лицее и отчасти она и убедила идти именно в ХИРЭ), из ее заслуг отмечу лишь, что для проекта кафедры она с нуля написала операционную систему (защита информации - это серьезно, там только 100% своего кода могут дать гарантии, что не будет "ничего лишнего"), библиотеку для работы с длинными числами и т.п. Наверное, цикл ее курсов - самое полезное, что было за все годы учебы.

ООП - казалось бы, отличный курс, но увы - "лектор" приходил и задиктовывал Страуструпа страницу за страницей. Поскольку все мы читать уже могли и сами, лекции очень быстро превратились в фарс - его никто не слушал и откровенно все занимались своими делами. А он так и читал в пустоту...

Алгоритмы. Скажу лишь, что то, что нам накануне в лицее прочитал замечательнейший преподаватель всего за один семестр по два часа в неделю (к сожалению, уже покойный) по фамилии Рублинецкий, за все годы обучения в ВУЗе превзойдено не было. Да и до сих пор то, что он в нас тогда заложил, используется и пригождается, особенно я благодарен за понимание вычислительной сложности алгоритмов...

Интернет. Одним словом - полный пиздец. За семестр было аж четыре реальных лабораторных работы в интернете, половину времени из которого он тупо не работал. А вы можете себе представить теоретический курс по интернету, когда этот самый интернет большинству был доступен только эти самые восемь часов лабораторных за семестр???

Предметы по специальности. А специальность была не много ни мало "Защита информации".

Специфика этих предметов была той, что большинство преподавателей были бывшими или действующими военными - от майора до полковника :) Это откладывало свой отпечаток, но все же должен сказать, что в целом большинство курсов было весьма неплохими. Целостную картинку они оставили.

Криптография - читалась в разных вариантах раза три, где-то лучше, где-то хуже, но в целом неплохо. Например, мы "игрались" с алгоритмами - кандидатами в AES, который только тогда начинал появляться, и я даже во время такой игры обнаружил небольшую уязвимость одного из них (что вылилось в статью в соавторстве :))

Техническая защита - тоже было интересно. На лаб. работах игрались с генераторами белого шума, дистанционно получали картинку с включенного монитора - но помню, что хотелось большего. Однако, наверное, большее уже было засекреченным :)

Защита информации. Тоже читалась в различных проявлениях не один раз, упор делался на комплексный подход - построение системы, обнаружение и перекрытие каналов и т.п. Цельную картинку оставило :)

Но! По специальности сейчас не работает никто! Один-два-три человека или некоторое время работали, или работают сильно близко, но - я бы не сказал, что ради этого стоило тратить 5 лет...

Дипломы нам, кстати, выдали, с названием специальности "Администратор доступа" - это еще один полный пиздец, другое слово тут тоже будет бессильно.

И вот в конце небольшой список того, что мне реально нужно применять каждый день, работая lead embedded developer с элементами тим-лида и менеджера проекта, и чего вообще ни в какой форме не было затронуто за все пять лет обучения.

- Качество кода, сопровождаемость кода, методы повышения того и другого
- Управление проектами, разные подходы и инструменты
- Практики разработки - системы контроля версий, трекинга ошибок, анализаторы кода и прочее
- Проектирование ПО
- Работа в команде и управление командой
- Концепции и парадигмы программирования
- Сети

И самое главное - "за бортом" осталась тема поиска работы, зарабатывания денег (по понятным теперь причинам - кто бы такой курс читал???), управления временем, деньгами, построению отношений и прочим вещам, реально необходимым в жизни...

А то, что мы все таки поддерживаем друг с другом отношения и собрались через десять лет после выпуска - так при чем здесь это? :) Да, безусловно, приятных воспоминаний от совместных времяпровождений масса, но это ведь никак не связано с тем, что на всякую херню нам пришлось убить значительное количество своего времени...



Вообще же хотелось написать сильно подробнее, но и так уже получилось много текста :) Возможно, отдельные мысли пойдут отдельными постами...
Tags: Грустное, Институт, Размышления
Subscribe

  • Тест на способность доводить до конца пройден!

    Сегодня закончил переводить серию "97 вещей для программиста"! Вот здесь - три последних перевода: 95. Пишите тесты для людей - еще одна статья о…

  • Еще три перевода

    92. Когда программисты и тестеры объединяются - о том, что объединяться для общей цели всегда выгодно. 93. Пишите код так, как будто вы будете…

  • Еще четыре перевода

    88. Юникс-утилиты - это ваши друзья - название говорит само за себя :) 89. Используйте правильные алгоритмы и структуры данных - интересная и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Тест на способность доводить до конца пройден!

    Сегодня закончил переводить серию "97 вещей для программиста"! Вот здесь - три последних перевода: 95. Пишите тесты для людей - еще одна статья о…

  • Еще три перевода

    92. Когда программисты и тестеры объединяются - о том, что объединяться для общей цели всегда выгодно. 93. Пишите код так, как будто вы будете…

  • Еще четыре перевода

    88. Юникс-утилиты - это ваши друзья - название говорит само за себя :) 89. Используйте правильные алгоритмы и структуры данных - интересная и…